Перейти к основному содержанию

Проверки миграционного законодательства (ФМС)

Опубликовано Адвокат - SOS - вс, 04/02/2017 - 19:42

С ужесточением контроля над трудовой миграцией и усилением административной ответственности за незаконную трудовую деятельность иностранных граждан визиты сотрудников Федеральной миграционной службы и МВД могут стать не редкостью.

Объектами проверки являются физическое лицо, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, заказчик работ (услуг), транспортное средство, включая транспортные маршруты международных направлений автомобильного, железнодорожного, морского, речного, авиационного транспорта, место пребывания (проживания) иностранных граждан.

    К юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в отношении которых подразделения системы ФМС России и органы внутренних дел проводят мероприятия контроля, относятся:

    1) юридические лица независимо от форм собственности (включая иностранные компании, их филиалы и представительства) и индивидуальные предприниматели, являющиеся по отношению к иностранным гражданам работодателями;

    2) юридические лица независимо от форм собственности (включая иностранные компании, их филиалы и представительства), индивидуальные предприниматели, на территории земельных участков, зданий и помещений, принадлежащих им или используемых ими на основаниях, предусмотренных законодательством РФ, осуществляется трудовая деятельность иностранными гражданами, либо предоставившие иностранным гражданам средства транспорта;

    3) юридические лица независимо от форм собственности (включая иностранные компании, их филиалы и представительства), индивидуальные предприниматели, выступающие в отношении иностранных граждан в качестве принимающей стороны или сообщившие о себе сведения в ФМС России как о стороне, принимающей иностранного гражданина;

    4) юридические лица независимо от форм собственности (включая иностранные компании, их филиалы и представительства), индивидуальные предприниматели, обязанные обеспечивать соблюдение норм миграционного законодательства третьими лицами, организующими деятельность с использованием их имущества, или в иных случаях, когда такая обязанность установлена законодательством РФ.

    Предметом контроля и надзора ФМС России за соблюдением положений миграционного законодательства иностранными гражданами, а также за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в РФ и использования их труда является:

    - соблюдение иностранным гражданином условий осуществления трудовой деятельности в России и соблюдение ограничений на занятие отдельными видами деятельности;

    - соблюдение иностранным гражданином установленного порядка медицинского освидетельствования;

    - исполнение иностранным гражданином обязанности проживания в месте временного содержания, в центре временного размещения иммигрантов или в месте, определенном территориальным органом ФМС России для временного пребывания, а равно соблюдение правил проживания в указанных местах;

    - соблюдение прав и законных интересов иностранных граждан, привлекаемых работодателями, заказчиками работ (услуг) со стороны работодателя;

    - соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства по оформлению разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы и условий, установленных таким разрешением;

    - соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями ограничений на допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами;

    - соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями порядка обязательного уведомления уполномоченных органов государственной власти о приеме на работу иностранных граждан;

    - соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных условий для допуска иностранных граждан к выполнению работ или оказанию услуг;

    - соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства о миграционном учете в случаях, когда они, являясь работодателем для иностранного гражданина, выступают также принимающей стороной, требований к направлению достоверной информации, необходимой для осуществления миграционного учета, и надлежащее исполнение обязанностей принимающей стороны;

    - соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями иных условий и ограничений, в случае, если эти требования являются обязательными для работодателей, заказчиков работ (услуг), привлекающих иностранных работников в РФ, и лиц, использующих их труд;

    - исполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязанности по обеспечению соблюдения требований законодательства РФ в сфере миграции третьими лицами, организующими деятельность с использованием их имущества, или в иных случаях, когда такая обязанность установлена законодательством;

    - исполнение приглашающей стороной требований к достоверности сведений, направляемых в ФМС России и иные органы государственной власти;

    - иные правоотношения в сфере миграции.

    Общими основаниями проведения проверки являются:

    - наличие сведений о проверяемом объекте в плане проведения проверок, формируемом на соответствующий период, предусмотренный установленным порядком планирования деятельности подразделений системы ФМС России;

    - осуществление контроля за исполнением проверяемым объектом определений об устранении причин и условий нарушения положений миграционного законодательства;

    - осуществление контроля за исполнением проверяемым объектом положений миграционного законодательства РФ в случае поступления информации о наличии в его деятельности нарушений;

    - получение подразделением системы ФМС России информации, свидетельствующей о наличии признаков административных правонарушений в деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) признаков нарушений федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ в сфере миграции;

    - получение подразделением системы ФМС России и (или) органом внутренних дел информации, свидетельствующей о возможных фактах нарушения иностранными гражданами законодательства в сфере миграции;

    - непосредственное выявление факта осуществления иностранным гражданином с нарушением положений миграционного законодательства.

    Проверка включает в себя следующие административные процедуры:

    - принятие решения о проведении проверки;

    - издание соответствующего распоряжения (Типовая форма распоряжения о проведении проверки утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 №141);

    - подготовка к проведению проверки;

    - осуществление проверки;

    - подготовка акта по результатам проведенной проверки, ознакомление с актом должностного лица или законного представителя объекта проверки;

    - принятие по результатам проверки предусмотренных законодательством РФ мер.

    Подразделения системы ФМС и органы внутренних дел при исполнении государственной функции по контролю и надзору за соблюдением положений миграционного законодательства взаимодействуют друг с другом.

    Конечным результатом проверки является:

    - обеспечение выполнения требований законодательства в сфере миграции;

    - выявление административных правонарушений в сфере миграции и преступлений;

    - привлечение лиц, виновных в совершении административных правонарушений в сфере миграции, к ответственности;

    - обеспечение прав и законных интересов иностранных граждан;

    - выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений в сфере миграции и преступлений.

                                                                                 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ

    Подразделения системы ФМС России проводят выездные и документарные проверки.

      Основаниями для принятия решения о проведении проверки являются:

    - утвержденный на соответствующий период план работы подразделений системы ФМС России;

    - утвержденный на соответствующий период план работы подразделений системы МВД России;

    - утвержденный подразделениями системы ФМС Росии совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, а также органами государственной власти субъектов РФ план проведения проверок на соответствующий период;

    - наличие оснований для проведения внеплановой проверки;

    - наличие оснований для проведения документарной проверки.

    Распоряжение о проведении проверки должно содержать следующую информацию и сведения:

    - наименование органа государственного контроля (надзора);

    - фамилии, имена, отчества, должности лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

    - цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

    - номер и дата распоряжения о проведении проверки;

    - правовые основания проведения проверки;

    - перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю (надзору);

    - перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

    - даты начала и окончания проведения проверки.

    Выездная проверка может быть плановой и внеплановой. Кроме того, выездная проверка может быть совместной.

     Выездная проверка может осуществляться:

    - в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей;

    - в местах проживания (пребывания) иностранных граждан;

    - в местах фактического осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности;

    - на транспортных средствах, включая транспортные маршруты международных направлений автомобильного, железнодорожного, морского, речного и авиационного транспорта.

                                            ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) И РЕШЕНИЙ

    Действия или бездействия, решения должностных лиц ФМС и органов внутренних дел РФ, осуществляющих проведение мероприятий по выявлению преступлений и административных правонарушений в области миграции, могут быть обжалованы в вышестоящем подразделении, а также в прокуратуру или в суд.

    При этом необходимо помнить, что срок обжалования действия или бездействия контролеров - 3 месяца со дня, когда работодателю стало известно о нарушении его прав. Срок обжалования постановления о привлечении к административной ответственности - 10 дней после получения этого постановления. Главное при составлении жалобы - четкие конкретные факты, подкрепленные ссылками на законодательство. Дополнительно в письменном обращении могут указываться гражданство заявителя, причины несогласия с обжалуемым решением, действием или бездействием, обстоятельства, на основании которых заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложены какие-либо обязанности, содержатся требования об отмене обжалуемого решения, признании незаконным обжалуемого действия (бездействия), а также иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить. Хорошо, если к жалобе приложены еще и копии документов, подтверждающих требования. Составить жалобу лучше в двух экземплярах, один необходимо оставить себе, а второй отправить по почте заказным письмом с уведомлением или лично отнести в канцелярию госоргана. Срок рассмотрения жалобы - 1 месяц, а в случае обжалования постановления о привлечении к административной ответственности - 10 дней.

    По результатам рассмотрения обращения заявителя, уполномоченными должностными лицами принимается решение об удовлетворении требований, изложенных в обращении либо об отказе в их удовлетворении.

    В заключение следует отметить, что в случае возникновения спорных ситуаций или вопросов, работодатель может обратиться с письмом за разъяснениями в соответствующие органы. Кроме того, должностные лица органов ФМС и органов внутренних дел, проводят личный прием по вопросам, относящимся к осуществлению государственной функции по контролю и надзору за соблюдением положений миграционного законодательства.