В ст.31 Налогового кодекса РФ закреплено право налоговых инспекций осуществлять различные проверки. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения доходов (п.1 ст.82 НК).
Налоговая проверка – это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Для осуществления налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах статьей 87 Налогового кодекса РФ предусмотрена возможность проведения налоговыми органами двух видов проверок – камеральных и выездных.
КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА
Одно из основных мест в механизме налогового контроля занимает камеральная налоговая проверка. Такая проверка является формой текущего налогового контроля и позволяет налоговым органам оперативно реагировать на нарушения налогового законодательства. Камеральные проверки стали привычными для налогоплательщиков. Они проводятся по месту нахождения налогового органа в порядке исполнения должностными лицами текущих обязанностей, без какого-либо специального решения руководителя и фактически заключаются в проверке деклараций, представляемых по окончании налогового (отчетного) периода. В процессе их проведения, прежде всего, проверяется сам факт и сроки представления отчетности. Срок проведения камеральной проверки в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и иных документов. Проверки деклараций (расчетов) налогоплательщиков проводятся по каждому конкретному виду налогов. При несоблюдении установленных законодательством сроков представления декларации нарушитель привлекается к ответственности по ст.119 Налогового кодекса.
Если налоговый орган затребовал у налогоплательщика документы, это не означает, что камеральная налоговая проверка не проводится. При камеральной проверке, в частности, осуществляется:
- проверка полноты и своевременности представления документов налоговой отчетности;
- проверка правильности заполнения форм отчетных документов, налоговых деклараций;
проверка правильности исчисления налоговой базы;
- проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации;
- проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;
- проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству;
- сравнение показателей, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также данных деклараций по различным видам налогов.
При выявлении ошибок в налоговой декларации, либо противоречий или несоответствий представленных данных сведениям, имеющимся у налогового органа или полученным в ходе налогового контроля, налоговый орган может потребовать у налогоплательщика в течение 5-ти дней дать необходимые пояснения и внести исправления в проверяемую декларацию (п.3ст.88 НК РФ). При подаче декларации без документов, которые должны к ней прилагаться, налоговики вправе их запросить (п.7ст.88 НК РФ). Однако, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено Налоговым кодексом РФ, то налоговики их требовать не вправе. Дополнительные документы (выписки из регистров налогового, бухгалтерского учета и иные документы, которые подтверждают достоверность данных, указанных в налоговой декларации) предоставляются только по желанию налогоплательщика (п.4 ст.88 НК РФ). Следует отметить, что при проведении камеральной проверки налоговые органы вправе требовать представления дополнительных документов только в строго определенных случаях, описанных в ст.88 НК РФ.
Необходимые для проверки документы истребуются путем вручения проверяемому лицу требования о предоставлении документов. Получив требование, организация должна представить документы в виде заверенных копий в течение 10-ти дней.
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной проверки должностными лицами налогового органа, проводящими проверку, в течение 10-ти дней после окончания такой налоговой проверки составляется акт камеральной налоговой проверки (п.1 ст.100 НК РФ). Акт налоговой проверки в течение 5-ти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю (п.5 ст.100 НК РФ).
Как правило, в большинстве случаев, камеральные проверки остаются незамеченными для объекта контроля, однако в процессе их проведения налоговый орган формирует мнение о налогоплательщике и выбирает объект для более серьезной формы налогового контроля - выездной проверки.
ВЫЕЗДНАЯ ПРОВЕРКА
Выездные проверки осуществляются контролирующими органами по заранее утвержденному плану. Он готовится на основе предпроверочного анализа деятельности налогоплательщика и утверждается управлением ФНС. Налоговое законодательство не устанавливает порядок отбора налогоплательщиков для выездных проверок. Налоговым ведомством утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок и Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков (Приказ ФНС от 30.05.2007г. №ММ-3-06/333@, в ред. Приказа ФНС от 22.09.2010г. №ММВ-7-2/461@). Если налогоплательщик попадает в зону риска, то есть соответствует критериям оценки риска, высокая вероятность, что его включат в план проверок.
Таким образом, любой налогоплательщик может самостоятельно оценить вероятность налоговой проверки, поскольку налоговыми органами установлены критерии для определения требующих оперативного контроля объектов:
- Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня, характерного для хозяйствующих субъектов в конкретной отрасли (в виде экономической деятельности).
- Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
- Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
- Темп роста расходов опережает темпы роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня, характерного для хозяйствующих субъектов конкретного вида экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ показателей, предоставляющих налогоплательщикам право применять специальные налоговые режимы.
- Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарных год.
- Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками, т.е. цепочки контрагентов выстраиваются без учета разумных экономических или иных причин (деловой цели).
- Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
- Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).
- Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
Выездная налоговая проверка, как правило, проводится на территории налогоплательщика, а не налогового органа, что создает дополнительные возможности для проверки инспекторами самых разных аспектов деятельности организации, влияющих на правильность исчисления и уплаты налогов и сборов.
- Вероятность проведения выездной налоговой проверки велика для организаций, использующих схемы минимизации или ухода от налогов, а также взаимодействующих с проблемными контрагентами. Информация об использовании подобных схем может быть получена налоговыми органами, как из внешних источников, так и в результате анализа хозяйственной деятельности организации на основании собственных данных (из представленной отчетности, при истребовании документов в процессе проведения камеральных и встречных проверок).
- Важно знать, что сделки классифицируются как сомнительные, а контрагенты проблемные, в частности, в следующих случаях:
- при отсутствии контактов налогоплательщика с представителями контрагента, информации о фактическом его местонахождении;
- непредставления контрагентом налоговой и бухгалтерской отчетности в налоговые органы;
- отсутствие информации о контрагенте в ЕГРЮЛ;
- Признаками участия в схемах уклонения от уплаты налогов для налоговых органов могут быть:
а) налоговая нагрузка организации ниже средней величины по данной отрасли (виду деятельности);
б) доля вычетов по НДС превышает 89% от начисленного НДС за период 12 месяцев;
в) систематическое отражение в отчетности бухгалтерских и налоговых убытков;
г) среднемесячная зарплата работников в среднем ниже среднего уровня по отрасли в субъекте РФ;
д) неоднократное снятие и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения.
Выездная проверка может проводиться по одному или нескольким налогам (п.3 ст.89 НК РФ). Налоговой проверкой может быть охвачен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении (п.4 ст.89 НК РФ). Датой начала проверки является дата вынесения налоговым органом решения о проведении проверки. О том, что именно хотят проверить налоговые органы, руководители организации узнают из решения о проведении проверки. Этот документ проверяющие обязаны предъявить перед началом проверки. Решение выносит и подписывает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, который проводит проверку и заверяется печатью. В ст.89 НК РФ определены сведения, которые должны содержаться в решении о проведении выездной налоговой проверки:
- полное и сокращенное наименование, либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
- предмет проверки, т.е. налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
В рамках выездной проверки инспекторы могут проверять любые документы налогоплательщика, относящиеся к тем налогам, которые указаны в решении о проведении выездной налоговой проверки. Налогоплательщик обязан обеспечить ознакомление контролеров с подобными документами (п.12 ст.89 НК РФ). Необходимо помнить, что налоговые инспекторы могут проверить только те вопросы, и за тот период, которые указаны в решении о проведении проверки. Проверка может быть как выборочная, так и сплошная. Налоговый орган в процессе проведения проверки может определить целесообразность проведения налоговых проверок контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемого предприятия. Кроме того, налоговики могут проводить следующие мероприятия налогового контроля: опрос свидетелей, назначение экспертизы, выемка документов и предметов, осмотр, инвентаризация имущества, привлечение специалиста. Результаты проверки оформляются актом, но до его оформления проверяющие составляют справку о проведенной выездной проверке.
РАССМОТРЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ПРОВЕРКИ И ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЯ
В случае, если налогоплательщик не согласен с выводами, изложенными в акте проверки, он вправе представить свои возражения. Процедура подачи налогоплательщиком письменных возражений на акт проверки налогового органа, направлена на защиту прав налогоплательщика и разрешение возможных споров в досудебном порядке. Срок подачи возражений на акт проверки составляет всего 15 рабочих дней с момента его вручения налогоплательщику под роспись. Форма представления возражений законодательно не установлена, поэтому они составляются в произвольной форме. В тексте возражений целесообразно отметить те выводы сотрудников налогового органа, с которыми организация не согласна, обосновать свое мнение нормами законодательства и попросить исключить из акта конкретные пункты, вызывающие возражения. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям (или в согласованный срок передать в налоговые органы) документы, подтверждающие их обоснованность.
Кроме того, дополнительные документы или возражения налогоплательщик вправе представить на рассмотрении материалов налоговой проверки. По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки руководитель или заместитель руководителя налогового органа выносит решение:
- о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
- об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Решение налогового органа налогоплательщик может обжаловать в следующем порядке:
- путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган - подается в налоговый орган, вынесший решение до момента вступления в силу решения;
- путем подачи в вышестоящий налоговый орган жалобы на решение, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, - подается непосредственно в вышестоящий налоговый орган в течение одного года с момента вынесения решения;
- обжаловать решение в судебном порядке можно только после его обжалования в вышестоящем налоговом органе.
Рассмотрение материалов налоговых проверок, вынесение решений по ним, а также порядок обжалования решений производится с соблюдением установленных сроков, изложенных в Налоговом кодексе РФ.
Таким образом, налогоплательщику необходимо не только знать, но и уметь пользоваться своими правами, чтобы защитить интересы компании. Наряду с этим налогоплательщик, пользуясь своими правами, всегда должен помнить и об обязанностях в рамках проведения налоговой проверки. От своевременности и правильности его действий при проведении проверки во многом зависит решение, которое налоговый орган примет по ее итогам.