Государственный административно-технический надзор на территории Москвы и Московской области – это деятельность по контролю за выполнением гражданами, должностными и юридическими лицами установленных законодательством РФ и законодательством Москвы и Московской области, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Москвы и Московской области норм и правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории Москвы и Московской области, надлежащему состоянию и содержанию расположенных на ней объектов, в том числе при проведении земляных, ремонтных и иных видов работ. Надзор в установленной сфере деятельности Главное управление государственного административно-технического надзора г.Москвы и аналогичное управление Московской области осуществляет через свои структурные подразделения.
Основными целями осуществления государственного административно-технического надзора являются обеспечение чистоты, порядка и благоустройства, надлежащего состояния и содержания земельных участков, мест производства земляных, ремонтных, строительных и иных видов работ, строений, нежилых зданий и сооружений, мест захоронения, погребения (кладбищ) и иных объектов, а также предупреждение административных правонарушений в этой сфере. Основными принципами осуществления государственного административно-технического надзора являются:
- комплексный подход к осуществлению надзора;
- единообразие осуществления надзора и применения наказаний за совершение административных правонарушений.
Государственному административно-техническому надзору подлежит территория г.Москвы и Московской области и все расположенные на ней объекты, в том числе:
- места проведения строительных, земляных, ремонтных работ, работ по прокладке линейных сооружений и коммуникаций;
- строения, нежилые здания, сооружения, нежилые помещения и временные объекты;
- наземные части линейных сооружений и коммуникаций;
- полосы отвода автомобильных и железных дорого;
- зеленые насаждения;
- объекты наружного освещения, системы светового оформления объектов, конструкции, предназначенные для размещения информации;
- водные объекты;
- леса;
- полигоны твердых бытовых отходов, места захоронения и утилизации отходов производства и потребления;
- внутренние и прилегающие территории организаций;
- пешеходные (наземные, подземные) переходы;
- подъездные пути и дороги, улицы;
- места отдыха, общественного пользования и массового посещения, парки, скверы, мемориальные комплексы, памятники;
- внутриквартальные и внутридворовые территории;
- места захоронения и погребения (кладбища);
- места стоянки, ремонта и технического обслуживания транспорта;
- элементы объектов (фасады, ограждения, окна, двери, ворота и другие) и объекты малых архитектурных форм (скамейки, качели и другие).
При выявлении правонарушений в установленной сфере деятельности возбуждается дело об административном правонарушении и осуществляется производство по делу об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Юридическими фактами, которыми заканчивается исполнение государственной функции в установленной сфере деятельности являются:
- возбуждение дела об административном правонарушении и рассмотрение его в рамках производства по делам об административных правонарушениях;
- выдача предписания об устранении нарушения в сфере благоустройства лицу, ответственному за устранение нарушения законодательства в сфере обеспечения чистоты и порядка или его законному представителю;
- передача материалов по подведомственности, в том числе для решения вопроса о рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
ПРАВА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ГОСАДМТЕХНАДЗОРА
При осуществлении административных процедур по исполнению государственной функции в установленной сфере деятельности должностные лица Госадмтехнадзора вправе:
1) беспрепятственно посещать объекты на поднадзорной территории;
2) составлять акты осмотра территории (объекта);
3) выдавать обязательные для исполнения субъектами правонарушений предписания об устранении нарушений в сфере благоустройства;
4) получать в установленном порядке от собственников, владельцев и пользователей поднадзорных объектов документы, объяснения и другую информацию, в том числе письменную, по вопросам, возникающим, в ходе осуществления мероприятий по надзору за обеспечением чистоты и порядка;
5) применять фото- и видеосъемку, а также другие разрешенные законодательством способы получения и фиксирования доказательств для решения вопросов, входящих в компетенцию Госадмтехнадзора;
6) составлять протоколы об административных правонарушениях;
7) рассматривать дела об административных правонарушениях, выносить постановления по результатам их рассмотрения;
8) направлять представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;
9) совершать иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Должностные лица Госадмтехнадзора вправе предоставлять информацию физическим, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в устном и письменном виде по вопросам:
- разъяснение прав и обязанностей должностных лиц, исполняющих государственную функцию;
- порядка обжалования действий (бездействия) и решений органов и должностных лиц, принятых в ходе исполнения государственной функции;
- результатов исполнения государственной функции по контролю;
- иным вопросам, отнесенным к компетенции Госадмтехнадзора.
Главное управление Госадмтехнадзора г. Москвы осуществляет следующие полномочия:
1) надзор за соблюдением чистоты и порядка в местах общественного пользования, массового посещения и отдыха;
2) надзор за соблюдением установленных правил складирования и хранения строительных и иных материалов, изделий и конструкций, грунта, крупногабаритного мусора, различной специальной техники, оборудования, машин и механизмов;
3) надзор за соблюдением установленных требований, связанных со стоянкой транспортных средств;
4) надзор за соблюдением установленных требований, связанных с размещением брошенных и (или) разукомплектованных транспортных средств;
5) надзор за надлежащим состоянием или содержанием торговых палаток, павильонов, киосков и других временных объектов, предназначенных для осуществления торговли или предоставления услуг, контейнеров, бункеров, металлических гаражей, тентов и других укрытий для автомобилей, навесов, санитарно-бытовых, складских сооружений, ангаров, фасадов нежилых зданий, сооружений и ограждений, прилегающих к ним территорий, закрепленных актами органов местного самоуправления;
6) надзор занадлежащим состоянием или содержанием элементов мемориальных комплексов, декоративных изгородей, объектов малых архитектурных форм, бункеров, урн, контейнеров, контейнерных площадок, садово-парковой мебели и скульптуры;
7) надзор за размещением объявлений, листовок, различных информационных материалов, нанесением надписей и графических изображений в отведенных для этих целей местах, наличием необходимых разрешений и согласований;
8) надзор за состоянием и содержанием покрытия дорог, тротуаров, производством земляных работ, сбросом или утечкой воды из инженерных сетей и коммуникаций, исправностью и соблюдением правил обслуживания водоприемных устройств и сооружений поверхностного водоотвода;
9) надзор за проведением необходимого ремонта, состоянием бортового (бордюрного) камня, наличием твердого покрытия подъездных путей к складам, автостоянкам, объектам торговли и снабжения, строительным и контейнерным площадкам и другим местам погрузки-разгрузки и производства работ в границах закрепленных земельных участков, если это установлено нормативными правовыми актами, актами органов местного самоуправления, технической документацией по объекту;
10) надзор за состоянием и содержанием шумозащитных экранов, мостовых ограждений, отбойников и других ограждений дорог, трасс и магистралей;
11) надзор за проведением работ, связанных с нарушением асфальтобетонного (или иного твердого) покрытия подъездных путей, дорог, улиц, тротуаров, внутриквартальных и внутридворовых проездов, иных площадей и территорий, установкой ограждений или перекрытием ими проезжей части дорог без разрешения, выданного собственником или балансодержателем дороги;
12) надзор за состоянием и содержанием люков, смотровых и дождеприемных колодцев, наружной изоляции наземных линий теплосети, газо-, топливо-, водопроводов и иных наземных частей линейных сооружений и коммуникаций, проведением профилактических обследований указанных объектов, их очистки, покраски и ремонта;
13) надзор за наружным состоянием и содержанием газораспределительных устройств, центральных тепловых пунктов, тепловых и водозаборных устройств, трансформаторных, насосных станций и иных технических и технологических строений и сооружений, гидротехнических сооружений, в том числе используемых для обводнения, заболачивания торфяных земель;
14) надзор за соблюдением правил подготовки и проведения земляных, ремонтных и иных видов работ;
15) надзор за соблюдением установленного порядка выдачи и продления разрешений на производство земляных, ремонтных и иных видов работ;
16) надзор за состоянием и содержанием фонарей дорожного, уличного, дворового и иного наружного освещения, иных информационных и осветительных приборов, витрин, архитектурно-художественной подсветки, вывесок, информационных щитов;
17) надзор за наличием, состоянием, содержанием и размещением табличек с номерами домов (владений, строений) установленного образца или вывесок с названиями улиц, а также нарушением порядка нумерации домов (владений, строений);
18) надзор за состоянием и содержанием, своевременностью и качеством уборки мест общественного пользования, мест массового посещения и отдыха, соблюдением норм и правил озеленения и содержания зеленых насаждений, соблюдением установленных нормативными правовыми актами, актами органов местного самоуправления порядка и условий содержания территории;
19) надзор за своевременностью очистки или наличием в установленных местах урн, мусорных контейнеров, отсутствием навалов мусора вокруг урн, на контейнерной площадке и вне ее, наличием графика вывоза отходов производства и потребления;
20) надзор за принятием мер к ликвидации несанкционированных свалок мусора, очаговых навалов мусора, навалов мусора;
21) надзор за выполнением установленного нормативными правовыми актами, актами органов местного самоуправления порядка уборки снега, наледей с кровель зданий и сооружений, пандусов, с проезжей части дорог, а также улиц, внутридворовых проездов, тротуаров, ступеней и площадок перед входами в здания;
22) надзор за соблюдением установленного нормативными правовыми актами, актами органов местного самоуправления порядка складирования снега на тротуарах и внутридворовых проходах, на газонах и кустарниках и в других местах;
23) надзор за проведением работ по обводнению, заболачиванию торфяных земель;
24) надзор за соблюдением порядка выгула домашних животных и требований к содержанию площадок для выгула;
25) надзор за соблюдением порядка размещения контейнеров, бункеров, металлических гаражей, тентов и других укрытий для автомобилей, навесов, санитарно-бытовых, складских сооружений, ангаров, временных объектов, предназначенных или приспособленных для осуществления торговли или оказания услуг, информационных и декоративных средств стабильного территориального размещения, ограждений, иных сооружений;
26) надзор за соблюдением сроков разборки подлежащих сносу строений, а равно нарушением сроков благоустройства и планирования площадок после сноса строений;
27) надзор за соблюдением порядка воспроизведения и использования герба г. Москвы;
28) надзор за соблюдением порядка воспроизведения и использования флага г. Москвы.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО НАДЗОРУ
Госадмтехнадзор в сфере обеспечения чистоты, порядка и благоустройства, надлежащего состояния и содержания земельных участков, мест производства земляных, ремонтных, строительных и иных видов работ, строений, нежилых зданий и сооружений, мест захоронения, погребения (кладбищ) и иных объектов путем проведения:
- наблюдения за состоянием и содержанием объектов, расположенных на поднадзорной территории, независимо от их принадлежности физическим или юридическим лицам, соответствия их требованиям законодательства в сфере обеспечения чистоты, порядка и благоустройства.
В ходе наблюдения за состоянием и содержанием объектов, расположенных на поднадзорной территории осуществляется:
- визуальный осмотр;
- анализ имеющихся в Госадмтехнадзоре документов (материалы дел об административных правонарушениях, нормативные правовые акты муниципальных образований и т.п.).
Визуальный осмотр объекта осуществляется без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, однако при наличии последних на месте осмотра они имеют право принимать участие при проведении обследования и составлении соответствующих документов.
Должностные лица Госадмтехнадзора производят визуальный осмотр объектов, расположенных на поднадзорной территории с целью оценки соответствия состояния и содержания объекта требованиям действующих норм и правил. В ходе визуального осмотра фиксируются факты нарушений установленных норм и правил содержания объектов на поднадзорной территории.
Должностное лицо Госадмтехнадзора осуществляет анализ имеющихся документов, необходимых для возбуждения административного производства. Необходимая документация приобщается к материалам административного дела.
В ходе обследования осуществляется сбор и анализ информации по основным направлениям надзора, обнаруживаются нарушения в текущем содержании объектов, которые могут фиксироваться с помощью фото-, и видеосредств.
По результатам наблюдения должностным лицом Госадмтехнадзора составляется акт осмотра территории (объекта) по установленной форме.
В случае если в ходе наблюдения за состоянием и содержанием объектов, расположенных на поднадзорной территории, должностными лицами Госадмтехнадзора выявляются достаточные данные, указывающие на наличие состава административного правонарушения, должностное лицо Госадмтехнадзора уведомляет законного представителя организации, на территории или объекте которого имеется нарушение, о составлении протокола об административном правонарушении в отношении юридического, должностного или физического лица, индивидуального предпринимателя и приглашает его в территориальный орган Госадмтехнадзора для выяснения обстоятельств совершенного правонарушения, составления протокола об административном правонарушении и получении предписания на устранение нарушения.
За совершение административных правонарушений могут применяться следующие виды административных наказаний:
- предупреждение;
- административный штраф.
При малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, осуществляющее государственный административно-технический надзор и уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Схематически административная процедура по осуществлению государственного административно-технического надзора на поднадзорной территории изображена в приложении №2 к Административному регламенту.
Мероприятия по надзору на объектах и территориях, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, не являющихся местами общественного пользования, осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
ДОСУДЕБНЫЙ (ВНЕСУДЕБНЫЙ) ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ
Привлечение к административной ответственности по выявленным правонарушениям осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и в пределах компетенции, установленной законодательством. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Обжалование действий (бездействия) должностных лиц Госадмтехнадзора и решений, принятых ими в ходе исполнения государственной функции по надзору в установленной сфере деятельности, производится в соответствии с законодательством РФ в досудебном и судебном порядке.
В досудебном порядке необходимо обращаться к начальнику Госадмтехнадзора субъекта федерации, начальнику территориального управления (территориального отдела) Госадмтехнадзора, которые обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение жалобы, в случае необходимости - с участием заявителя, ее направившего, или его законного представителя. Должностные лица Госадмтехнадзора вправе запрашивать необходимые для рассмотрения жалобы документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц.
По результатам рассмотрения жалобы принимаются меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав и законных интересов заявителя, а также дается письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов.
Письменная жалоба рассматривается в течение 30 дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях срок рассмотрения жалобы может быть продлен не более чем на 30 дней начальником Госадмтехнадзора либо уполномоченным должностным лицом с обязательным уведомлением об этом заявителя, направившего жалобу.
Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях осуществляется в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ.