Возможность проведения в отношении организации налогоплательщика полицейской проверки, в том понимании термина «проверка», какое обычно подразумевается при проведении такого контрольного мероприятия налоговыми или иными контролирующими органами, Законом «О полиции» от 07.02.2011 №3-ФЗ не предусмотрена. Однако полицейские могут привлекаться представителями налоговой службы в ходе проведения выездных налоговых проверок. Такое право закреплено в ст.36 Налогового кодекса РФ и подпунктом 28 пункта 1 ст.13 Закона о полиции. Основанием для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о ее проведении. Указанное решение оформляется в соответствии со ст.89 Налогового кодекса РФ. Если сотрудники органа внутренних дел привлекаются к проведению ранее начавшейся выездной налоговой проверки, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа выносится решение о внесении изменений в принятое решение о проведении данной проверки, предусматривающее соответствующее изменение состава проверяющей группы. В случае наличия у налогового органа постановления следователя, при проведении выездной налоговой проверки учитываются предложения по характеру, сроку и объему проверки, содержащиеся в постановлении, с учетом ограничений, установленных Налоговым кодексом.
Если же говорить о проведении полицейских проверок, направленных на выявление экономических или налоговых преступлений, то в данном случае речь необходимо вести о предварительных оперативно-розыскных мероприятиях (ОРМ), направленных на выявление факта совершения налогового преступления. Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом от 12.08.1995г. №144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
- добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;
- установление имущества, подлежащего конфискации.
К мероприятиям, которые органы полиции вправе производить в ходе оперативно-розыскной деятельности, относятся:
- проведение опроса;
- сбор образцов для исследования;
- осуществление проверочной закупки;
- проведение оперативного эксперимента;
- исследование предметов и документов;
- наблюдение;
- обследование помещений, сооружений, участков местности, транспортных средств;
- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
- прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи;
- оперативное внедрение;
- контролируемая поставка и т.д.
Оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) принято делить на гласные и негласные. Особенность проведения негласных ОРМ заключается в том, что оперативники собирают информацию без ведома и без согласия проверяемого лица. К примеру, это прослушивание телефонных переговоров, отслеживание электронной почты компании, наблюдение. При осуществлении гласных ОРМ, оперативник обращается непосредственно в компанию и обязан при этом представиться и сообщить, какое мероприятие он проводит. Например, это может быть опрос или обследование помещений. В отличие от негласных - гласные ОРМ проводятся только с согласия проверяемого лица и с обязательным его уведомлением о предстоящем проведении ОРМ,
Вначале происходит предварительный сбор информации. На этом этапе сотрудники полиции проявляют интерес к компании с тем, чтобы понять, носит ли ее деятельность противозаконный характер или нет. В частности, полицейские подробно выясняют, кто является учредителем, генеральным директором, кто фактически управляет компанией, есть ли взаимозависимые или аффилированные структуры, как организована финансовая деятельность и распределен поток денежных средств, как компания экономит на налогах. Для этого полицейские направляют в компанию запросы. Так, п.1 ч.4 ст.13 Закона "О полиции" предусматривает право сотрудников полиции запрашивать документы в связи с проводимой проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях. Исходя из данной нормы, запрос должен в обязательном порядке содержать информацию о проверке - номер материалов проверки, основания для ее проведения, в отношении какой компании она проводится. В соответствии с ч.4 ст.13 Закона "О полиции" ответ на такой запрос необходимо предоставить в срок указанный в требовании.
Как правило, перечень запрашиваемых документов очень широкий: от учредительных документов до книг покупок и продаж, счетов-фактур за последние три года. Поэтому на данном этапе организация должна внимательным образом отнестись к представляемым документам. Важно при этом проверять основания для проведения таких мероприятий, по возможности максимально точно фиксировать ход проведения любого ОРМ. Также полицейские направляют запросы в банк с просьбой предоставить выписку по лицевым счетам компании. Собрав необходимые первоначальные сведения о компании, сотрудники полиции далее, как правило, приступают к сбору доказательств, подтверждающих наличие признаков нарушений. Цель таких мероприятий понять схему работы компании, получить необходимую информацию и понять, каким образом совершается правонарушение. Сотрудники полиции пытаются собрать как можно больше доказательств для передачи материалов проверки в следствие для возбуждения уголовного дела. Следователь может отказать оперативному сотруднику в принятии материалов проверки и не станет возбуждать дело, если не будет уверен, что ему хватит доказательств для направления возбужденного дела в суд.
Для этого, наряду с негласными ОРМ, полиция вправе проводить обследование помещений, осуществлять изъятие документов, компьютерной техники, опрашивать сотрудников организации. Правовые основания для этого следующие: изымать документы полицейским позволяет п.10 ч.1 ст.13 Закона от 07.02.2011 №3-ФЗ "О полиции", а также ч.1 ст.15 Закона от 12.08.1995г. №144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
При появлении оперативных работников с целью проведения обследования помещения, необходимо внимательно проанализировать постановление о проведении данного ОРМ. В нем должно быть указано основание для проведения обследования, лицо, в отношении которого оно проводится, место проведения обследования, и перечень оперативных работников, которым поручено проведение обследования. Постановление должно быть объявлено под расписку руководителю, главному бухгалтеру, любому иному лицу, являющемуся работником или должностным лицом проверяемой организации. Цель обследования - поиск и изъятие доказательств, как правило, документов и электронных носителей информации. Важно отметить, что при производстве обследования, как и любого другого ОРМ, любое физическое лицо вправе пользоваться квалифицированной юридической помощью и при выражении волеизъявления о необходимости присутствия адвоката в ходе проведения ОРМ, О ходе проведения обследования и изъятия каких-либо документов, вещей, техники обязательно должно фиксироваться в протоколе, оформляемом сотрудниками полиции по итогам проведения ОРМ, Достаточно часто одновременно с проведением обследования, сотрудники полиции проводят опрос сотрудников организации. Под опросом понимается право работника полиции задать вам вопросы и зафиксировать полученные от вас ответы, то есть составить объяснение. Важным моментом является тот факт, что опрос может быть проведен только с согласия опрашиваемого лица.
Соблюдение простых мер безопасности и должная внимательность к мелочам в ходе проведения ОРМ позволяет компании отстаивать свою позицию в возможном далее расследовании уголовного дела или избежать начала проведения такого расследования.
Собираемые полицией доказательства, можно разделить на три вида: документы, электронные носители и показания свидетелей.
Также необходимо учитывать, что сотрудники полиции имеют право возбуждать дела об административных правонарушениях и проводить административное расследование, в соответствии со ст.ст.28.1 и 28.7 КоАП РФ.