Муниципальный контроль – деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта РФ и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Организация и управление землепользованием - важное направление социально-политической деятельности государства. Среди мер по совершенствованию рационального землепользования важное место занимает государственный контроль над использованием земель. Задачей земельного контроля является проверка соответствия деятельности субъектов земельных отношений требованиям земельного законодательства либо выявление случаев самовольного пользования земельными участками.
Муниципальный земельный контроль - деятельность органов местного самоуправления или уполномоченных ими органов на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения требований земельного законодательства при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, требований, установленных федеральным законодательством РФ, нормативно-правовыми актами субъекта федерации.
Таким образом, предметом муниципального земельного контроля являются:
- соблюдение требований законодательства при использовании земель;
- соблюдение порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю;
- использование земель по целевому назначению.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ
Предметом плановой проверки является соблюдение организацией в процессе осуществления деятельности требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований действующего земельного законодательства. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Такая проверка проводится на основании разрабатываемых Управлением по землепользованию ежегодных планов. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки. О выездной плановой проверке организация уведомляется не позднее чем в течение 3-х рабочих дней до начала ее проведения.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ
Предметом внеплановой проверки являются соблюдение организацией в процессе осуществления землепользования обязательных требований действующего земельного законодательства, выполнение предписаний органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Основанием для проведения внеплановой проверки являются:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
2) поступление в органы государственного контроля (надзора),органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки. Решение о проведении внеплановой проверки оформляется приказом начальника Управления по землепользованию и при необходимости согласовывается с органом прокуратуры.
ДОКУМЕНТАРНАЯ ПРОВЕРКА
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах организации, устанавливающих организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении деятельности и связанные с использованием земельных участков. Такая проверка проводится по месту нахождения контролирующего органа.
В процессе проведения документарной проверки проверяющими в первую очередь рассматриваются документы, имеющиеся в распоряжении Управления по землепользованию, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении организации муниципального контроля.
В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение организацией обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами земельного законодательства, Управление направляет в адрес организации мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа начальника Управления о проведении документарной проверки. В течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса организация обязана направить в Управление указанные в запросе документы.
В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа муниципального земельного контроля документах и (или) полученным в ходе осуществления муниципального контроля, информация об этом направляется организации с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.
Сотрудник Управления, проводящий проверку, обязан рассмотреть представленные пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае если Управление установит признаки нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, оно вправе провести выездную проверку.
ВЫЕЗДНАЯ ПРОВЕРКА
Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения земельного участка, принадлежащего организации, в отношении которой производятся контрольные мероприятия.
Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении Управления документах организации;
2) оценить соответствие деятельности организации обязательным требованиям земельного законодательства без проведения соответствующего мероприятия по контролю (осмотра и (или) обмера земельного участка в натуре);
Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения сотрудниками Управления по землепользованию, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица организации с приказом начальника Управления о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
Организация обязана предоставить сотрудникам, проводящим выездную проверку, возможность ознакомится с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить беспрепятственный доступ на земельный участок.
ПРИНИМАЕМЫЕ МЕРЫ ПО ФАКТАМ НАРУШЕНИЙ
В случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований земельного законодательства сотрудники Управления, проводившие проверку, в пределах своих полномочий обязаны;
1) Выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу об устранении выявленных нарушений, с указанием сроков их устранения.
2) Принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
3) В случае обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, направить в органы, осуществляющие государственный земельный контроль, акты проверки соблюдения земельного законодательства. В соответствии с действующим законодательством акты проверки соблюдения земельного законодательства могут быть направлены в органы прокуратуры.
4) В случае, если при проведении проверки установлено, что деятельность организации в сфере землепользования представляет непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен, орган муниципального земельного контроля в пределах своих полномочий обязан незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения.
ПРАВА СТОРОН ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ
При осуществлении муниципального земельного контроля сотрудник Управления имеет право при предъявлении служебного удостоверения:
- беспрепятственного доступа для проведения проверок на территорию юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- детального осмотра земельных участков юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей;
- получения от заинтересованных лиц необходимой информации;
- привлечения специалистов для проведения необходимых экспертиз;
- подготовки предложений в адрес главы городского округа о досрочном прекращении прав на земельные участки, о полном или частичном изъятии (в том числе путем выкупа) земельных участков.
Юридические лица, физические лица и индивидуальные предприниматели имеют право:
- непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- получать от органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;
- знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органами муниципального контроля;
- обжаловать действия (бездействия) должностных лиц органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, физического лица или индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.