Во исполнение Указа Президента РФ от 15.05.2008г. №797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» при поддержке Минэкономразвития был принят Федеральный закон от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Закон устанавливает требования при проведении проверок государственными и муниципальными органами, в том числе требования по назначению и документальному оформлению таких проверок, по полномочиям должностных лиц, а также по порядку предоставления юридическим лицом (предпринимателем) информации при проверке. Законом предусмотрена защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок. В нем представлены также принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые не допускают взимание платы за проведение контрольных мероприятий и получение органами контроля каких бы то ни было отчислений. Юридические лица (индивидуальные предприниматели) или их представители имеют право участвовать в проведении контроля, получать предусмотренную законодательством информацию, знакомиться с результатами и в случае согласия или несогласия указывать об этом в актах проверок. Предусмотрен порядок обжалования действий должностных лиц контролирующих органов, а также учет контрольных мероприятий, проводимых органами контроля.
Основной идеей данного Закона является совершенствование действующей системы контроля (надзора), направленное на дальнейшее сокращение административных ограничений в предпринимательстве.
Законом установлен:
1. порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
2. порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведения проверок;
3. права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц, при проведении проверок;
4. права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.
Нормы закона не распространяются на проверки, когда отсутствует взаимодействие проверяющих и бизнесменов или коммерсанты не должны представлять информацию либо исполнять требования ревизоров. Кроме того, не применяется Закон к действиям чиновников в ходе оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора, финансового, налогового и валютного контроля, расследования причин возникновения чрезвычайных ситуаций, несчастных случаев на производстве и некоторых других. Тем не менее, проверяющих ведомств, которые должны следовать Закону, предостаточно, в частности трудовая инспекция, Роспотребнадзор, МЧС и другие.
Кроме того, Законом установлено при осуществлении каких видов предпринимательской деятельности организация (индивидуальный предприниматель) обязана уведомить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. То есть, прежде, чем начать работу в определенной сфере, предприниматель, или юридическое лицо должны сообщить об этом в соответствующее контролирующее ведомство, уполномоченное Правительством РФ (исполнительный орган). В ст.8 Закона приводится общий перечень таких видов деятельности, но Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 №584 "Об уведомительном порядке начала осуществления определенных видов предпринимательской деятельности" установлены правила предоставления уведомлений и конкретный перечень работ и услуг, об осуществлении которых необходимо сообщать.
Виды предпринимательской деятельности, о начале осуществления которых необходимо сообщать
- гостиничные услуги, а также услуги по временному размещению и обеспечению временного проживания
- бытовые услуги
- услуги общественного питания
- розничная торговля (за исключением торговли товарами, оборот которых ограничен)
- оптовая торговля (за исключением оптовой торговли товарами, оборот которых ограничен)
- услуги по перевозке пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд предпринимателя)
- услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом, грузоподъемность которого составляет свыше 2,5 тонны (за исключением таких перевозок, осуществляемых для обеспечения собственных нужд предпринимателя)
- производство текстильных материалов, швейных изделий
- производство одежды
- производство кожи, изделий из кожи, в том числе обуви
- обработка древесины и производство изделий из древесины и пробки, за исключением мебели
- издательская и полиграфическая деятельность
- деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в целях защиты государственной тайны)
- турагентская деятельность
В сообщении предприниматель, или юридическое лицо подтверждает выполнение обязательных требований. К примеру, получение лицензии (если деятельность лицензируется), соответствие работников, зданий и строений осуществляемой деятельности, транспортных средств требованиям нормам, установленным законами и другими нормативными актами, в том числе региональными. Такое уведомление подается после государственной регистрации и постановки на учет в налоговой инспекции, но до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг. Важно отметить, что уведомительный порядок не означает, что предприниматель должен получать от властей разрешение. О начале работы следует только проинформировать. В свою очередь чиновники не вправе требовать получать от них разрешение в ответ на это уведомление. Помимо сообщения о начале деятельности коммерсант обязан письменно сообщать об изменении места жительства, места фактического осуществления деятельности. Сведения подаются в течение 10 рабочих дней с даты внесения записей в ЕГРИП или ЕГРЮЛ.
Законом определены виды проверок, установлен их общий порядок проведения. Кроме того, предусмотрено, что все составленные планы проведения плановых проверок будут направляться в Генеральную прокуратуру для формирования сводного плана проверок, который будет публиковаться на сайте Генпрокуратуры (http://plan.genproc.gov.ru/).
Организация (ИП) может попасть в план, если прошло 3 года с момента государственной регистрации либо по окончании последней проверки, либо начала осуществления деятельности, о которой нужно уведомлять. Плановые ревизии не могут проводиться чаще 1 раза в течение трех лет. Исключение - коммерсанты, работающие в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере. Их допускается проверять более двух раз в течение трех лет. Причем предельное число визитов не ограничивается. Поводом для внепланового визита станет окончание срока, установленного в предписании об устранении нарушения, выявленного ранее. Контролеры придут, если получат жалобу от граждан и бизнесменов о нарушении прав потребителей. Анонимные обращения, а также жалобы, из которых неясно, что именно нарушено, чиновники принимать не будут. Еще один повод для внепланового визита - жалобы или информация из СМИ о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций или непосредственно причинение вреда. Но, в отношении бизнесменов, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, проверка по этим поводам может проводиться только после согласования с прокуратурой. Плановая и внеплановая проверки могут быть документарными или выездными. Документарная проверка проводится по месту нахождения контролеров, выездная по месту нахождения организации (индивидуального предпринимателя).
В соответствии с п.8 ст.16 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме. Типовая форма журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля согласно утверждена Приказом Минэкономразвития от 30.04.2009 №141.