За последнее время произошли значительные изменения в области правового и технического регулирования вопросов пожарной безопасности. В 2008 году принят Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". В 2010 году проведена оптимизация органов государственного надзора относящихся к компетенции МЧС России - создан единый надзор. В 2011 году принят Федеральный закон "О добровольной пожарной охране", внесены изменения и дополнения в Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях в части увеличения штрафных санкций за нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Положением «О федеральном государственном пожарном надзоре» (утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012г. № 290) федеральный государственный пожарный надзор осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора (государственными инспекторами по пожарному надзору), находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Государственный пожарный надзор (ГПН) - специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений. Основной задачей пожарного надзора является осуществление в установленном порядке, деятельности по проведению проверки соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятия мер по результатам этой проверки.
Важно знать, что ГПН является единым надзорным органом и наделен правами проведения трех видов надзора:
- надзор за соблюдением требований в области пожарной безопасности;
- надзор за соблюдением требований в области гражданской обороны;
- надзор за соблюдением требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Информация о порядке исполнения государственной функции предоставляется: посредством размещения на официальном интернет-сайте МЧС России; непосредственно в органах государственного пожарного надзора; с использованием средств телефонной связи, а также при устном или письменном обращении. На информационных стендах в помещениях органов ГПН и Интернет-сайтах территориальных органов МЧС России размещается следующая информация: образцы заполнения форм документов, необходимых для обращения; порядок рассмотрения обращений и получения консультаций; порядок обжалования решений, действий или бездействия государственных инспекторов по пожарному надзору; план проведения плановых проверок на год (ежегодный план) или выписка из него на квартал.
К отношениям, связанным с осуществлением федерального пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок (ст.6.1. Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Предметом государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами является:
- соблюдение требований пожарной безопасности органами власти, в том числе на объектах защиты, используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности;
- соблюдение требований пожарной безопасности организациями и гражданами на объектах защиты, используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности;
- соблюдение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества;
- соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, требованиям пожарной безопасности;
- выполнение предписаний органов ГПН;
- проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, имуществу организаций и граждан, государственному или муниципальному имуществу, угрозы возникновения пожара.
Органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции (п.5 Положения "О федеральном государственном пожарном надзоре", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 №290);
а) организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты;
б) производят в соответствии с законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
в) ведут в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности;
г) осуществляют официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям;
д) осуществляют взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
е) рассматривают обращения и жалобы организаций и граждан по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
ж) осуществляют прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством РФ.
Должностные лица органов государственного пожарного надзора обязаны (п.17 Положения "О федеральном государственном пожарном надзоре", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 ):
1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности;
2) соблюдать законодательство, права и законные интересы организаций и граждан;
3) проводить проверку на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о ее проведении в соответствии с ее назначением в установленном порядке;
4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора, а в случаях, предусмотренных законодательством копии документа о согласовании проведения проверки;
5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации, гражданину, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
6) предоставлять присутствующим при проведении проверки должностным лицам организации, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
7) знакомить проверяемых лиц с результатами проверки;
8) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений требований пожарной безопасности, соответствие указанных мер тяжести данных нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов организаций и граждан;
9) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании организациями и гражданами;
10) соблюдать сроки проведения проверки, установленные законодательством РФ;
11) не требовать от организаций и граждан документы и сведения, представление которых не предусмотрено законодательством;
12) перед началом проведения проверки по просьбе проверяемых лиц ознакомить их с положениями Административного регламента; (Административный регламент МЧС исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержден Приказом МЧС России от 28.06.2012 № 375)
13) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.
Должностные лица органов ГПН за ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут ответственность в установленном порядке (п.18 Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290).
Лица, в отношении которых осуществляются мероприятия по надзору, имеют право:
- непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- получать от органа ГПН, должностных лиц органа ГПН информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством;
- знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки информацию о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа ГПН;
- обжаловать решения и действия (бездействие) должностных лиц органа ГПН, повлекшие за собой нарушение их прав при проведении проверки, в досудебном (внесудебном) и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством;
- на возмещение вреда, причиненного должностными лицами органа ГПН при осуществлении проверки.
Лица, в отношении которых осуществляются мероприятия по надзору, обязаны:
- обеспечить присутствие руководителей, или своих уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению требований пожарной безопасности, обеспечивать доступ должностным лицам органов ГПН при осуществлении ими проверок на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий, производственные, хозяйственные и иные помещения и строения;
- предоставлять при проведении проверок по требованию должностных лиц органов ГПН сведения и документы о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, в том числе о пожарной опасности производимой или реализуемой продукции.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности (ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК
Проверка проводится на основании распоряжения органа ГПН установленной формы о проведении плановой (внеплановой) проверки (типовая форма утверждена Приказом Минэкономразвития от 30.04.2009 № 141), которое подписывается начальником органа ГПН либо его заместителем и заверяется печатью. Заверенная печатью копия распоряжения или копия распоряжения органа прокуратуры (в случае проведения проверки в рамках прокурорского надзора) вручается под роспись лицу, в отношении которого проводится проверка. Проверка проводится только в форме выездной проверки.
При проведении проверки государственный инспектор по пожарному надзору не вправе:
1) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа ГПН;
2) осуществлять плановую, или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении лица, в отношении которого проводится выездная проверка, его уполномоченного представителя или иного должностного лица организации;
3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
4) отбирать образцы продукции для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов по установленной форме;
5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну;
6) превышать установленные сроки проведения проверки;
7) осуществлять выдачу проверяемым лицам предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план является истечение:
1) 3-х лет со дня:
- окончания проведения последней плановой проверки;
- ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности;
2) 1 года и более со дня окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты, используемого (эксплуатируемого) организацией, осуществляющей деятельность в отдельных сферах деятельности. Периодичность проведения таких проверок устанавливается Правительством РФ.
Плановая проверка проводится в форме выездной проверки. О проведении плановой выездной проверки организация уведомляется органом ГПН не позднее, чем в течение 3-х рабочих дней до начала ее проведения.
При осуществлении плановой проверки проверяется соблюдение обязательных требований пожарной безопасности, в том числе:
- выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
- выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
- правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов;
- готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;
- создание и содержание подразделений пожарной охраны в соответствии с установленными нормами;
- наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения мерам пожарной безопасности, а также знания обязательных требований пожарной безопасности;
- наличие лицензии у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в области пожарной безопасности;
- соответствие уведомления о начале деятельности виду деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;
- наличие организаций, осуществляющих производство и (или) поставку либо реализацию продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, документа (сертификата или декларации соответствия) либо копии документа, подтверждающего соответствие этой продукции нормативным требованиям;
- разработка для производств планов тушения пожаров;
- наличие у изготовителей (поставщиков, продавцов) в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними.
Выездная плановая проверка проводится по месту нахождения организации и (или) по месту осуществления ее деятельности. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения инспектором по пожарному надзору, обязательного ознакомления проверяемого лица с:
- распоряжением о проведении проверки;
- полномочиями проводящего (проводящих) выездную проверку государственного инспектора (государственных инспекторов) по пожарному надзору;
- целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки;
- видами и объемом мероприятий по контролю;
- составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке;
- сроками и условиями ее проведения;
Во время проведения плановой выездной проверки:
1) осуществляется анализ сведений, содержащихся в документах, устанавливающих правообладателя объекта защиты, права и обязанности уполномоченных должностных лиц органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, документах, используемых при осуществлении деятельности и связанных с исполнением требований пожарной безопасности, исполнением предписаний и постановлений должностных лиц органов ГПН. К указанным документам относятся:
- правоустанавливающие документы на объект защиты, учредительные документы;
- документы распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объекта защиты, должностные инструкции);
- декларация пожарной безопасности;
- имеющиеся в органе ГПН предписания об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия;
- материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях;
- техническая документация, связанная с вопросами энергоснабжения, водоснабжения, установок систем предотвращения пожаров и противопожарной защиты, договоры на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию систем предотвращения пожара и противопожарной защиты;
- технологическая документация, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами противопожарного режима, иными нормативными правовыми актами и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности;
- договоры аренды территорий, зданий, помещений, объектов, агрегатов, в том числе договоры лизинга, иные гражданско-правовые договоры, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения объектом защиты на законных основаниях, а также договоры на выполненные работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности, для определения лиц, несущих ответственность за обеспечение пожарной безопасности объекта;
- лицензия юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;
- сертификаты соответствия (декларации соответствия) на выпускаемую и (или) реализуемую продукцию;
2) оценка соответствия деятельности объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, требованиям пожарной безопасности, с проведением следующих мероприятий по контролю (одного или в совокупности):
- обследование объекта защиты (визуального осмотра);
- отбора образцов продукции, проб и их исследования, испытания, измерения;
- проведения экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения требований пожарной безопасности с фактами причинения вреда.
В рамках выездной проверки могут проводиться дополнительные мероприятия по контролю, например установление уровня знаний обязательных требований пожарной безопасности путем выборочного опроса персонала.
Проведение мероприятий при проведении выездной проверки проводится только в присутствии проверяемого лица, его уполномоченного представителя или иного должностного лица организации.
Основанием для проведения внеплановой выездной проверки является:
1) истечение срока исполнения организацией ранее выданного предписания по устранению нарушений и (или) по устранению несоответствия;
2) поступление в органы ГПН обращений и заявлений, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан;
- причинения вреда жизни и здоровью граждан.
3) распоряжение начальника органа ГПН, изданное в соответствии с поручениями Президента, Правительства РФ, либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
4) наличие решения органов власти об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;
5) поступление в орган пожарного надзора сведений о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности.
Внеплановая выездная проверка может быть проведена после согласования с органом прокуратуры.О проведении внеплановой проверки организация уведомляется не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни и здоровью граждан, органы ГПН вправе приступить к ее проведению незамедлительно с извещением органов прокуратуры.
При осуществлении внеплановой проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности:
- исполнение которых было предписано ранее выданным предписанием об устранении нарушений или по устранению несоответствия;
- информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения о проведении внеплановой проверки;
- на введенном в эксплуатацию объекте защиты после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или при изменении его класса функциональной пожарной безопасности;
- устанавливающих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организации и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности в случае установления особого противопожарного режима на соответствующей территории;
- во исполнение поручения Президента РФ или Правительства РФ, либо требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.
Только в исключительных случаях срок проведения выездной проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на 15 часов.
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРОК
По результатам проверки инспектором составляется акт по установленной форме в двух экземплярах (Приложение 3 к Приказу Минэкономразвития от 30.04.2009 №141). Один из которых с копиями приложений, заверенных печатью органа ГПН, проводившего проверку, вручается лицу, в отношении которого проводилась проверка.
К акту проверки прилагаются:
- протоколы образцов продукции;
- протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз;
- объяснения физических лиц, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований пожарной безопасности;
- предписания об устранении нарушений и (или) предписаний по снятию с производства;
- рапорт на продление срока выездной проверки с визой начальника органа ГПН (в случае продления срока проведения выездной проверки);
- распорядительный документ органа прокуратуры (в случае проведения проверки в рамках прокурорского надзора);
- документы, подтверждающие обоснованность и правомерность проведения внеплановой проверки;
- уведомления о вручении, в случае направления органом ГПН заказным почтовым отправлением документов заинтересованным лицам;
- иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
Учет актов проверок ведется в журнале учета проверок (Приложение к Приказу Минэкономразвития от 30.04.2009 №141).
В случае поступления в орган ГПН в течение 15 дней с даты получения акта проверки лицом, возражений (жалобы) в письменной форме о его несогласии с решением и действием (бездействием) должностного лица органа ГПН, а также документов, подтверждающих
обоснованность таких возражений (жалобы), орган ГПН рассматривает указанные возражения в установленном порядке в течении 15 дней. По результатам рассмотрения жалобы на решение или действие (бездействие), принятое или осуществленное в ходе проверки, должностное лицо органа ГПН рассмотревшее жалобу:
- признает обжалуемые решение или действие (бездействие) должностного лица правомерными;
- признает обжалуемые решение или действие (бездействие) должностного лица неправомерным и определяет меры, которые должны быть приняты с целью
устранения допущенных нарушений.