Перейти к основному содержанию

Прокурорский надзор за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности

Опубликовано Адвокат - SOS - вс, 04/02/2017 - 20:11

С целью наладить действенную систему надзора за законностью использования органами государственного контроля (надзора) полномочий по проведению проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении их деятельности обязательных требований, установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами издан приказ Генеральной прокуратуры РФ от 31.03.2008г. №53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности".

    С 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 26.12.2008г. №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля", который устанавливает, в том числе порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органами, уполномоченными на осуществление государственного и муниципального контроля. В соответствии с ч.3 ст.1 указанного Федерального закона, его положения не распространяются на надзорную деятельность органов прокуратуры. Согласно Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Таким образом, в сфере осуществления прокурорского надзора за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности никаких существенных изменений не произошло.

    Субъект предпринимательской деятельности имеет право обратиться за защитой своих прав в прокуратуру. Федеральный закон от 17.01.1992г. №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусматривает такую возможность. Можно направлять в органы прокуратуры заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Деятельность по рассмотрению обращений в органах прокуратуры регламентирована Федеральным законом от 02.05.2006г. №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации (утверждена Приказом Генерального прокурора РФ от 17.12.2007 №200). По результатам рассмотрения обращений в случае выявления нарушений законодательства прокурор принимает меры реагирования, в том числе решает вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности в установленном законом порядке.

    Согласно ст.6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влекут за собой установленную законом ответственность. Какой-либо определенной формы запроса прокурора о предоставлении информации законодательством не установлено.

    В связи с внесением изменений в федеральное законодательство и возложением на органы прокуратуры новых полномочий в сфере организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, Генеральным прокурором РФ издан приказ от 27.03.2009 №93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ "О  защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора и муниципального контроля". Приказом установлен порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Основанием для проведения внеплановой выездной проверки, подлежащей согласованию в органах прокуратуры, является поступление в контролирующие органы обращений и заявлений, а также сведений из средств массовой информации о возникновении угрозы причинения вреда или непосредственного причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера субъектами малого и среднего бизнеса. Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства и прилагаемые к нему документы, представленные в органы прокуратуры, рассматриваются в день их поступления. При этом оценивается законность проведения внеплановой выездной проверки. По результатам рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, заместителем прокурора или непосредственно прокурором принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

    Решение об отказе в согласовании внеплановой выездной проверки выносятся по основаниям, предусмотренным ч.11 ст.10 Федерального закона №294-ФЗ (отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании, отсутствие оснований для проведения проверки, несоблюдение требований к оформлению решения органа контроля о согласовании проверки и др.).

    После завершения внеплановой выездной проверки органы контроля направляют в прокуратуру акт проверки в течение 5-ти рабочих дней со дня его составления.

    В целях осуществления мониторинга в сфере соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности органами прокуратуры налажено информационное взаимодействие с органами государственной власти, правоохранительными и контролирующими органами. В органы прокуратуры регулярно поступает информация о проведенных проверках в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    По результатам полученных сведений проводятся обобщения, в том числе для совершенствования надзорной практики. Кроме того, сотрудники прокуратуры могут проводить проверки в органах контроля по исполнению требований законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    Для повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства, направленного на защиту прав хозяйствующих субъектов, свободу экономической деятельности, а также в целях учета мнения субъектов предпринимательской деятельности и своевременного реагирования на нарушение закона, Генеральный прокурор поручил создать при прокуратурах субъектов Российской Федерации Общественные советы по защите малого и среднего бизнеса с участием представителей общественных организаций и объединений предпринимателей.

    Участники Общественного совета могут предоставлять сведения о конкретных фактах нарушений в отношении субъектов предпринимательства, которые могут быть использованы при проведении прокурорских проверок и организации надзора на данном направлении деятельности. Кроме того, как уже было изложено, субъекты предпринимательства имеют право обращаться по тем или иным вопросам в органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления.