Надзор в области защиты прав потребителей включает в себя организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями, исполнителями и продавцами требований норм законодательства, касающегося прав потребителей, пресечения нарушений в рамках предоставленных полномочий, статистическое наблюдение, анализ ситуации. Предметом контроля(надзора) является деятельность или действия (бездействия) проверяемых лиц требованиям законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей. Результатом контроля является установление фактов соответствия или несоответствия обязательным требованиям деятельности.
Важно знать, что к отношениям, связанным с осуществлением надзора в области защиты прав потребителей, организацией и проведением проверок изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров), применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Но при этом необходимо учитывать, что положения Закона не применяются к следующим мероприятиям:
1) При проведении административного расследования
2) При расследовании причин инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений
3) При осуществлении контроля за соблюдением обязательных требований на финансовом рынке
4) При осуществлении государственного контроля в пункте пропуска через госграницу России.
5) Если не требуется взаимодействия органов Роспотребнадзора и проверяемых лиц, и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов Роспотребнадзора (например в случаях фиксации должностными лицами Роспотребнадзора фактов нарушений без взаимодействия с проверяемым лицом (с его представителями).
В соответствии с положениями ст.ст. 9 и 10 Закона №294-ФЗ проверки подразделяются на плановые и внеплановые.
Предметом плановой проверки является соблюдение хозяйствующими субъектами в процессе осуществления деятельности обязательных требований нормативных актов, а также соответствия сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
Основанием для проведения плановой проверки является ежегодный план, который разрабатывается на основании предложений территориальных органов Роспотребнадзора. Информация о нем должна размещаться на официальном сайте ведомства (его территориальных органов) в сети Интернет.
Предметом внеплановой проверки, как правило, является проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Основанием для проведения внеплановой проверки являются:
1) истечение срока исполнения лицом, подлежащим проверке, ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) поступление в органы контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также угрозы чрезвычайных ситуаций;
б) причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также возникновение чрезвычайных ситуаций;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя Роспотребнадзора, изданный в соответствии с поручением Президента, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Статьи 11 и 12 Закона №294-ФЗ выделяют документарные и выездные проверки.
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах проверяемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, потребительского рынка, исполнением предписаний и постановлений органов Роспотребнадзора. Документарная проверка проводится по месту нахождения органа Роспотребнадзора.
Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах проверяемых лиц сведения, состояние используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принмаемые меры по исполнению обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводятся по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуальным предпринимателем и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
Форму проведения проверки избирает руководитель (заместитель руководителя) органа Роспотребнадзора и указывает в распоряжении о проведении проверки (Приложение 1, утв. Приказом Минэкономразвития от 30.04.2009 №141).
УВЕДОМЛЕНИЕ О ПРОВЕРКЕ. СРОКИ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ
О проведении плановой проверки организация уведомляется органом Роспотребнадзора не позднее чем в течение 3-х рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения по почте, либо непосредственно вручается уполномоченному лицу.
О внеплановой проверке, основанием для проведения которой явились истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений, приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ, а также требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, проверяемое лицо должно быть уведомлено не менее, чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Важно обратить внимание, что в случае, если в результате деятельности организации причинен или причиняется вред жизни и здоровью граждан, предварительное уведомление о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется (ч.17 ст.10 Закона №294-ФЗ).
По общему правилу срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней. Исчисление рабочих и нерабочих дней проводится по общим правилам трудового законодательства.
Исключение установлено для плановых выездных проверок субъектов малого предпринимательства. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий (объединенный) срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.
Необходимо обратить внимание, что данные специальные ограничения времени проверки субъекта малого предпринимательства действуют только в отношении плановых выездных проверок. То есть, при проведении внеплановой выездной проверки субъектов малого предпринимательства действует не специальное, а общее ограничение времени проверки (до 20 рабочих дней). Аналогично, общее (а не специальное) ограничение действует при проведении любой документарной проверки (как плановой, так и внеплановой).
Согласно требованиям ч.8 ст.16 Закона №294-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок. Данный журнал должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя. Типовая форма такого журнала учета проверок утверждена в приложении 4 приказа Минэкономразвития России от 30.04.2009 №141.
При выездной проверке субъекта малого предпринимательства в акте проверки и журнале учета проверок необходимо указывать даты, точное время, продолжительность (в часах и минутах) нахождения проверяющих на месте осуществления деятельности проверяемого лица (с указанием места проверки).
Продление срока выездной плановой проверки допускается в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированного предложения должностных лиц Роспотребнадзора, проводящих плановую проверку. Срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем органа Роспотребнадзора не более, чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий, микропредприятий - не более чем на 15 часов. О продлении срока выездной проверки выносится распоряжение. Распоряжение о продлении срока проведения выездной проверки должно быть вынесено и доаедено (вручено) до сведения проверяемого лица не менее чем за 5 рабочих дней до окончания срока проведения данной проверки.
Нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и превышение установленных сроков проведения проверок (в отношении любых проверенных лиц) относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок, влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица (ст. 20 Закона №294-ФЗ).
ОСОБЕННОСТИ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ
В соответствии с частью 3 ст.12 Закона №294-ФЗ выездная проверка проводится в случаях, если при документарной проверке не представляется возможным:
- удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа Роспотребнадзора документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
Выездная проверка начинается:
- с предъявления служебного удостоверения должностными лицами Роспотребнадзора;
- обязательного ознакомления проверяемых лиц с распоряжением о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
Согласно требованиям части 5 ст.12 Закона № 294-ФЗ организация обязана предоставить должностным лицам Роспотребнадзора, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, а также обеспечить доступ проверяющих, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения и к используемому оборудованию, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
В случае непредставления запрошенной информации в установленные сроки, а также при препятствовании или ином противодействии со стороны представителей проверяемого лица должностные лица Роспотребнадзора при проведении проверок, невыполнении их законных требований могут реализовывать имеющиеся у них полномочия по привлечению виновных к административной ответственности.
Для осуществления отбора образцов (проб) в случаях, когда требуется применение специальных знаний, навыков, специальных технических средств, должны привлекаться эксперты, экспертные организации, указанные в распоряжении о проведении проверки. При этом составляется протокол отбора образцов (проб) продукции, объектов окружающей среды и производственной среды.
Результаты экспертиз и (или) расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований с фактом причинения вреда жизни и здоровью граждан, отражаются, соответственно, в экспертном заключении и (или) акте расследования.
ОСОБЕННОСТИ ДОКУМЕНТАРНОЙ ПРОВЕРКИ
В процессе проведения документарной проверки должностными лицами Роспотребнадзора в первую очередь рассматриваются документы, имеющиеся в распоряжении ведомства, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке требований ст.8 Закона №294-ФЗ, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы.
Если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа Роспотребнадзора, вызывает обоснованные сомнения, должностное лицо, осуществляющее проверку, направляет в адрес проверяемого лица мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К требованию (запросу) прилагается заверенная печатью копия распоряжения о проведении проверки. Проверяющие должностные лица не вправе требовать у проверяемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки.
Согласно требованиям части 5 ст.11 Закона №294-ФЗ в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган Роспотребнадзора указанные в запросе документы в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью.
Проверяемое лицо, представляющее пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах, вправе представить дополнительно документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. Должностное лицо Роспотребнадзора, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ
По результатам проверки должностным лицом Роспотребнадзора, проводившим проверку, составляется акт по установленной форме (в двух экземплярах) (типовая форма акта проверки утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 №141).
В акте отражаются установленные в ходе проверки факты соответствия или несоответствия осуществляемой проверенным лицом деятельности, производимых и (или) реализуемых им товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) обязательным требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, потребительского рынка.
В акте проверки при необходимости указываются подробные сведения о фактах выявленных нарушений обязательных требований, неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица Роспотребнадзора, воспрепятствования осуществлению им своих служебных обязанностей.
В случае устранения проверяемым лицом выявленного нарушения в ходе проверки запись об этом также следует сделать в акте.
К акту прилагаются связанные с результатами проверки документы или их копии:
- протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды;
- протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз;
- объяснения работников проверенного лица, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований;
- предписания об устранении выявленных нарушений;
- иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом.
В случае, если для составления акта необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий 3-х рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа Роспотребнадзора.
В случае, если для проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки в течение 5 рабочих дней со дня его составления направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки.
В случае нарушений закона, отраженных в акте проверки, органы прокуратуры вправе дополнительно запрашивать у соответствующих органов Роспотребнадзора сведения о принятых мерах по устранению нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц.
Должностные лица организации имеют право указывать в акте о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Роспотребнадзора.
ВОЗРАЖЕНИЯ ПО АКТУ ПРОВЕРКИ
Лицу, в отношении которого была проведена проверка, должно быть разъяснено его право представить свои возражения в порядке, установленном частью 12 ст.16 Закона №294-ФЗ, которая гласит, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган Роспотребнадзора в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом к таким возражениям могут прилагаться документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность таких возражений. Срок рассмотрения жалобы в досудебном порядке не должен превышать 30 календарных дней со дня ее регистрации. По результатам рассмотрения жалобы принимается мотивированное решение.
МЕРЫ ПО ВЫЯВЛЕННЫМ НАРУШЕНИЯМ
При выявлении нарушений законодательства в области защиты прав потребителей орган государственного надзора принимает необходимые меры:
1) выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Предписание об устранении выявленных нарушений выдается в течение 3-х рабочих дней с момента установления факта нарушения обязательных требований. При предъявлении до вынесения предписания доказательств, свидетельствующих о добровольном прекращении нарушений обязательных требований, предписание не выносится. Невыполнение в установленный срок предписания является основанием для привлечения к административной ответственности.
Непосредственное обнаружение должностным лицом Роспотребнадзора в ходе проверки достаточных данных, указывающих на наличие состава административного правонарушения, является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.
При выявлении признаков уголовных преступлений информация об этом и подтверждающие материалы должны быть незамедлительно направлены в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы.
При этом должностные лица Роспотребнадзора обязаны учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни и здоровья граждан, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.